Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
Показать все

Игровые практики познания мира (игры-экспериментирования)

ЭЛЕКТРОННЫЙ СБОРНИК ИГРОВЫХ ПРАКТИК

Игра-экспериментирования «Самодельный водопад»

Возрастная адресованность: от 3 лет.

Предполагаемое количество участников: от 1 человека.

Материал, оборудование: любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду:

лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан.

Ход игры: Ребёнок набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Обратите внимание, что чем выше водопад, тем громче он «шумит». А если воду подкрасить, то водопад получится разноцветным.

Источник: А. Ю. Мудрова «Золотая коллекция игр для детей. Развивающие, дидактические, сюжетно — ролевые, подвижные.

 

Сенсорная игра с крахмальной массой «Неньютоновская жидкость».

Возрастная адресованность:  4-8 лет

Предполагаемое количество участников: от 1 до 10 человек (можно задействовать всю группу, тогда крахмала, воды и оборудования нужно взять больше.

Материал, оборудование:

  • емкость (глубокие миски не менее 250 мл. по количеству детей, миска для смешивания общей массы – лучше прозрачная);
  • ложки по количеству детей;
  • стакан с водой (300 мл);
  • крахмал (800 грамм);
  • различные пластиковые неразъемные мелкие игрушки, камешки.

 

Ход игры/правила/игровые действия/руководство:

Этапы эксперимента:

1.Возьмите крахмал и воду. Насыпьте крахмал в миску и плавно выливайте в нее воду, постепенно перемешивая. Делайте так до тех пор, пока не почувствуете, что при медленном перемешивании имеете дело с жидкостью, а при быстром перемешивании эта жидкость твердеет. Это и будет неньютоновская жидкость.

2.Испытания (разделить готовую жидкость на участников опыта):

— Бросаем камешек в жидкость, он будет ударяться о нее, как о твердую поверхность, а потом будет тонуть, как в жидкости (дети проводят испытания самостоятельно).

— Набираем жидкость в ложку и начинаем медленно выливать обратно в миску. Неньютоновская жидкость будет переливаться как сметана (дети проводят испытания самостоятельно).

— Набираем неньютоновскую жидкость в ложку, пытаемся резко вылить в миску. Жидкость станет твердой и останется в ложке (дети проводят испытания самостоятельно).

— Отщипываем кусок смеси и мнем его. Можно скатать в шарик, колбаску, пирамидку и т.д. Если перестать действовать физически со смесью, она растечется в руках (дети проводят испытания самостоятельно).

— Предлагаем детям поиграть с неньтоновской жидкостью с предметами и без них. Если вылить жидкость на поднос можно рисовать пальчиками, ладошками, кисточками и наблюдать за поведением жидкости. Дать возможность сделать выводы самостоятельно.

3.Выводы:

— Применяя силу – жидкость становится твердой, после прекращения воздействия на неньютоновскую жидкость, она примет снова свойства жидкой фазы. У такого рода жидкостей вязкость зависит от внешнего воздействия, в то время как у других жидкостей не зависит. Из-за свойств таких веществ при сильном воздействии образуются неподвижные слои внутри, которые уменьшают текучесть жидкости.

4.Задаем вопросы:

Для чего может понабиться неньютоновская жидкость?

— Одним из новых решений в области создания бронежилетов может стать броня на основе неньютоновской жидкости.

— Также, были предложения заливать подобную жидкость в выбоины на дорогах.

5.В домашних условиях опыт можно продолжить: взять сабвудер, поставить динамиком вверх, постелить на него пищевую пленку и вылить немного жидкости. Включить музыку, жидкость начнет танцевать.

ПРИМЕЧАНИЕ: Жидкость можно хранить в холодильнике, также можно дать испариться воде, останется сухой крахмал, если захочется повторить опыт – снова добавить воды. Разукрасить жидкость можно с помощью пищевых красителей, акварели.

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Неньютоновские жидкости бывают природными и производственными. Наверняка ты знаешь и те и другие, просто не задумывался, что они относятся к этим чудо-веществам. К примеру, природные — это зыбучие пески и болотная трясина. А вот с производственными мы встречаемся каждый день — это гели для душа, зубная паста, жидкое мыло, мази, масляные краски и даже майонез, сгущёнка и мёд!

ВНИМАНИЕ: После того, как игра будет закончена выливать крахмал в раковину НЕЛЬЗЯ! Засорятся канализационные стоки.

Нужно дать возможность жидкости высохнуть и тогда выбросить в мусорное ведро или снова добавить воды и поиграть еще.

Источник: https://www.tavika.ru/2015/05/newton.html

 

Игра – экспериментирование «Фонтанчики»

Возрастная адресованность:4-7 лет

Предполагаемое количество участников: от двух и более

Материалы, оборудование: пластиковые бутылки, гвозди, спички, вода.

Ход игры: Дети выходят на прогулку. Петрушка приносит детям картинки с изображением разных фонтанов. Что такое фонтан? Где вы видели фонтаны? Для чего люди устанавливают фонтаны в городах? Можно ли фонтанчик изготовить самим? Из чего его можно смастерить? Воспитатель обращает внимание на детей, на принесенные Петрушкой бутылки, гвозди, спички. Можно ли из этих материалов изготовить фонтан? Как это лучше сделать? Дети протыкают гвоздем дырочки в бутылках, затыкают их спичками, наполняют бутылки водой, выдергивают спички, и получается фонтанчик. Как у нас получился фонтан? Почему вода не выливается, когда в отверстиях стоят спички?

Источник: «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Авторы: Тугушева Г.П., Чистякова